«Свое» — значит «дорогое»
Меньше чем через полгода в России вступит в силу закон о локализации такси. Машины, используемые в качестве такси, должны быть либо произведены в России, либо иметь определенный уровень локализации.
Инициаторы, выдумавшие такую шкалу «отечественности», уверены: она и отечественный автопром поддержит, и производство российских автомобилей простимулирует, и рабочие места создаст, а вот зависимость от зарубежных комплектующих, наоборот, снизит. В общем, сплошная польза. Но на деле все оказалось несколько иначе.
На днях в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось большое заседание, куда пригласили всех причастных к автоперевозкам: чиновников всех рангов, производителей, про таксистов тоже не забыли. Обсуждали, в частности, проблемы, с которыми столкнется рынок перевозок, когда вступит в силу закон о локализации. Копия протокола заседания случайно оказалась в руках у журналистов «Ъ», и те выудили из нее много любопытного.
Например, там говорится, что прописанные сегодня в законе требования к локализации достаточнот строги, и если их не смягчить, уже с 1 марта 2026 года (когда закон вступит в силу) российские таксопарки не досчитаются 200 тысяч водителей, а это пятая часть от их общего числа. А что происходит, когда водителей становится недостаточно? Возникает «повышенный спрос» — отец завышенной стоимости поездок.
В Объединении самозанятых России объяснили, что водители побегут из такси потому, что заменить автомобиль на тот, что будет соответствовать требованиям, для них окажется слишком накладно. То есть, водили они свою, скажем, KIA Rio последние пять лет, только недавно с долгами за нее рассчитались, а тут им говорят: «Покупайте новую машину. Отечественную. Да, дорогую. Да, с программами льготного автокредитования у нас так себе. Да, с лизингом не лучше. Но закон есть закон».
Руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг комитета РСПП по цифровой экономике Антон Данилов-Данильян согласен с этим вариантов развития событий и говорит, что первыми под удар попадут те, кто работает на собственных автомобилях.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова поддерживает: самозанятые (а «извозчиками» разве что самозанятые сейчас и работают) покупают машины исходя прежде всего из личных нужд, поэтому менять их на локализованные нужно постепенно.
Участники совещания отметили, что на конец 2024 года в отрасли насчитывалось более 700 тысяч автомобилей, принадлежащих физлицам. Из них более 70% использовали для подработки, и 79% из этого количества не соответствуют требованиям закона о локализации. Более того, проблемы с автомобилями могут возникнуть не только у водителей, но и у таксопарков.
В сервисе «Максим» отмечают, что предпринимателям массовое обновление таксопарка тоже влетит в ту еще копеечку. А как им компенсировать расходы? Только увеличивая арендные ставки для водителей. А водителям как это компенсировать? Как ни крути, всё опять упирается в рост тарифов для пассажиров. В мегаполисах, по прогнозам участников рынка, рост может составить 20–30%.
Как будете ездить после вступления в силу закона о локализации такси?
Возможно, прездки на такси вообще останутся доступны только для енотов, которые любят устраивать рандеву на крышах машин.