Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Сильнее всего от повышения утильсбора пострадают семейные автомобили

Каких автомобилей не коснется повышение утильсбора?Насколько подорожают новые машины в 2026 году?Как подорожают подержанные машины с новым утильсбором?Каких машин коснется новый прогрессивный утильсбор, который зависит от мощности автомобиля, и на сколько подорожают популярные модели иномарок в 2026–2030 годах? «НИ» все изучили в деталях и посчитали размеры переплат.

Мария Соколова

Минпромторг собирается с 1 ноября 2025 года отменить льготный утиль для частников и ввести дополнительные прогрессивные коэффициенты для машин с обычным двигателем мощнее 160 л. с., последовательных гибридов и электромобилей мощнее 80 л. с.

Однако в министерстве россиянам не поясняли, как в итоге подорожают автомобили с моторами от 160 л. с. «НИ» изучили проект постановления правительства, пересчитали все киловатты в лошадиные силы, а коэффициенты — в понятные рубли и узнали, какие именно авто и как сильно подорожают.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Рассматривать коэффициенты, которые вводятся с 1 ноября 2025 года, особого смысла нет, ведь они будут действовать всего лишь два месяца: 1 января 2026-го случится очередное запланированное повышение утильсбора. К тому же дилеры чутко реагируют на законодательные изменения и еще имеют возможность создать необходимый до конца года запас машин, ввезенных по нынешним ставкам утильсбора.

Каких автомобилей не коснется повышение утильсбора?

Не секрет, что отечественные автопроизводители получают от государства субсидии на оплату утилизационного сбора, а значит, новые правила на их продукции сказаться не должны. Но какие именно заводы получают субсидии — информация не столь очевидная. Право на деньги зависит от степени локализации, но выяснить точные параметры оказалось непросто.

В прошлом году даже Ассоциация российских автодилеров направляла запросы в Минпромторг и Минфин с просьбой прояснить, кто и в каком объеме может претендовать на возврат утильсбора.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Автопроизводители поясняют: по старым правилам для возврата утиля требовалось набрать в 2025 году 3701 балл за локализацию автомобилей, а в конце августа 2025-го Минпромторг понизил эту планку до 1500 баллов.

В итоге никто, кроме АвтоВАЗа и УАЗа, не может достичь нужной степени локализации. По новым правилам возврат утиля должен будет проводиться для Haval Jolion —которого 1625 минпромторговских баллов, «Москвича-3» (2376 баллов) и машин бренда Solaris (бывшие Hyundai Solaris и Kia Rio) — по официальной версии, они собираются из старых деталей, которые скопились на складах.

Читайте также:  В Петербурге продлили разрешение на стройку первого участка новой линии метро

Не исключено, что в эту категорию попадут машины марки Tenet, то есть всем привычные Chery, сборка которых постепенно набирает обороты на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Со сваркой и окраской кузовов у них есть шанс попасть в программу возврата утиля по нижней планке.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

А еще новые добавочные коэффициенты обойдут стороной самые популярные электромобили Moskvich 3e и Evolute i-Pro. Дело в том, что 30-минутная мощность у этих автомобилей значительно ниже пиковой, которую указывают в рекламных буклетах: 69 л. с. и 61 л. с. соответственно. Обе собираемые в РФ модели попадают в категорию «до 80 л. с.». При покупке любой другой машины придется выложить немалые суммы.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Насколько подорожают новые машины в 2026 году?

В настоящий момент за ввезенные для перепродажи авто с двигателем объемом 1–2 л приходится платить утильсбор в размере 667,4 тыс. рублей. Кажется, что это очень много? Скоро люди будут мечтать о возврате таких ставок.

С 1 января 2026 года базовая ставка для автомобилей слабее 160 л. с. будет повышена до 800,8 тыс. рублей. Дополнительные 133 тыс. рублей придется заплатить за такие популярные модели, как Belgee X50 (4-е место в рейтинге самых популярных машин августа 2025-го), Chery Tiggo 7L (5-е место по популярности).

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Эта прибавка особенно сильно подпортит позиции Belgee X50: при цене от 1,94 млн рублей с учетом скидок и выгодных кредитных программах эта машина конкурирует с Lada Vesta, которой полагается возврат утиля.

Также прибавка в 133 тыс. рублей в 2026 году коснется большинства китайских автомобилей с двигателями объемом 1,5–1,6 л. Производители подгоняют характеристики под особенности местного налогообложения и ограничивают мощность на уровне 150 л. с.

Но есть и исключения. Занимающий шестое место среди самых популярных моделей в РФ Changan UNI-S оснащен мотором на 181 л. с. А это значит, что для него утильсбор составит ровно 900 тыс. рублей — прибавка 232 тыс. рублей! Так что о нынешних ценах от 2,3 млн рублей придется забыть, этот автомобиль может подорожать разом на 10%.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Не менее сокрушительный удар придется на полноприводные модификации Chery Tiggo 8 Pro Max. Сейчас это один из самых доступных в России семиместных автомобилей. Просторный салон, двухлитровый мотор на 197 л. с., роботизированная коробка передач, полный привод и цена от 3,3 млн рублей — выходит неплохой вариант для большой семьи. Но утильсбор повысится до 952,8 тыс. рублей (плюс 285,4 тыс. рублей). Такая же прибавка распространится на еще один семейный автомобиль, 200-сильный Geely Okavango.

Читайте также:  Израиль требует роспуска комиссии ООН, признавшей его действия в Газе геноцидом

Осмелился в РФ завести большую семью — заплати государству почти миллион при покупке транспорта. Видимо, Минпромторг во главе с Антоном Алихановым не в курсе, что Владимир Путин обозначил улучшение демографии национальным приоритетом. Ситуация изменится в лучшую сторону с усилением локализации Tenet T8 (переименованный Chery Tiggo 8L), но этого еще только предстоит дождаться.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Любители активного отдыха и путешествий по России часто выбирают внедорожник Tank 300. Для них новая шкала — повод для тревоги, ведь турбомотор выдает 220 л. с., а именно с этой отметки утильсбор вырастает на 343 тыс. рублей — до 1,01 млн рублей. Если быть точнее, то Минпромторг применяет повышенные коэффициенты для машин мощнее 161,81 кВт, а в одобрении типа транспортного средства на Tank 300 указана мощность 162 кВт. Эта версия ОТТС действует до 21 декабря 2025 года, и есть надежда, что в новой версии ОТТС дистрибьютор занизит показатели двигателя.

А вот покупатели Geely Monjaro, который славится наиболее европейскими настройками шасси (кроссовер построен на модульной платформе Volvo), в любом случае будут вынуждены заплатить более миллиона рублей утильсбора: двигатель выдает 238 л. с. Сейчас эта популярная модель (восьмое место по продажам в августе 2025-го) стоит от 3,84 млн рублей, а в следующем году с новыми поборами минимальная цена улетит за 4 млн рублей.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Все еще не впечатляют новые сборы? Тогда посмотрите на новые тарифы для внедорожника Tank 500. В комплектациях Adventure и Premium его трехлитровый мотор выдает 299 л. с. Это сразу 2,62 млн рублей вместо нынешних 2,25 млн рублей. А в комплектации Blacktrail мощность составляет 354 л. с. и 2,834 млн рублей утильсбора.

Но самый мощный Tank 500 стоит от 7,55 млн рублей. Для него прибавка 584 тыс. рублей — менее 8% стоимости. Да и для состоятельных людей такая прибавка не так болезненна, как лишние 10% для наиболее массовых и семейных автомобилей.

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Как подорожают подержанные машины с новым утильсбором?

Ситуация с импортом подержанных машин для личного пользования и вовсе доходит до абсурда.

До сих пор наиболее выгодными считались авто в возрасте 3-5 лет из-за ставок таможенных пошлин. Но для машин старше трех лет утильсбор еще больше! Перевалил за планку в 160 л. с. — плати сразу 1,493 млн рублей. Автомобиль мощнее 190 л. с. — получай счет на 1,584 млн рублей, мощнее 220 л. с. — плати 1,678 млн рублей, мощнее 250 л. с. — 1,838 млн рублей.

Читайте также:  На Камчатке зафиксировали 19 афтершоков магнитудой до 5,8

Шок авторынка: из-за роста утильсбора ряд иномарок подорожает сразу на 1 млн рублей

Это все для машин с моторами до 2 л. А, например, у семейного минивэна Kia Carnival, который никак не тянет на статус дорогой и бесполезной игрушки, дизельный двигатель имеет объем 2,2 л и мощность 202 л. с. Утильсбор составит 3,5 млн рублей вместо нынешних 5,2 тыс. рублей. А к 2030-му утильсбор он до 5,127 млн рублей.

Сейчас такую машину можно пригнать из Кореи с доставкой в Москву примерно за 3,1 млн рублей. А после 1 января 2026 года будет 6,6 млн рублей. Еще один намек на то, что трое детей в семье — непозволительная роскошь.

Как всегда, идея «отнять и поделить» выходит боком для широких масс. И это только начало. К 2030 году утиль на машины до 160 л. с. вырастет до 1,17 млн рублей, на семейные модели мощностью около 200 л. с. — до 1,4 млн рублей, а на базовые внедорожники и кроссоверы среднего класса — до 1,48 млн рублей.